Гормональная терапия и риск рака груди

Если вы прочитали, что мы рассказывали о гормонах, вы знаете, что большинство здоровых женщин в постменопаузе могут использовать гормональную терапию в течение одного-двух лет для лечения симптомов менопаузы с минимальным риском. Но вы также должны были понять, что отношения между гормональной терапией и риском рака груди довольно сложные. Возьмем, к примеру, результаты Инициативы женского здоровья (ИЖЗ). Терапия одним только эстрогеном, используемая женщинами с удаленной маткой, не увеличивала риск рака груди даже после шести лет использования.

Однако комбинированная терапия эстрогеном и прогестагеном, принимаемая в течение пяти лет женщинами с сохраненной маткой, увеличивала этот риск. Чем дольше использовались дополнительные гормоны, тем больше возрастал риск для этой последней группы.

Этот разброс в результатах оказался сюрпризом, поскольку существует много доказательств связи эстрогена с ростом опухоли в груди.

Исследователи продолжают углубляться в данные Инициативы женского здоровья, уточняя общие заключения и давая новую информацию, которая могла бы помочь женщинам и их врачам взвешивать недостатки и преимущества использования гормональной терапии. Для тех, кого интересуют детали, мы приводим ряд новых открытий: Женщины, принимающие гормоны (либо только эстроген, либо комбинированную терапию), намного более склонны иметь аномальную маммограмму, и в результате им требовалось больше биопсий, чем женщинам из группы с плацебо.

Это, вероятно, происходило потому, что гормоны делали ткань груди плотнее, из-за чего точное чтение маммограммы затруднялось.

Участницы ИЖЗ с диагнозом инва-зивного рака груди были более склонны к возникновению больших по размеру опухолей, распространявшихся в лимфатические узлы, при использовании гормонов (либо только эстрогена, либо комбинированной терапии), чем женщины, принимавшие плацебо. Увеличенный прием эстрогена, по определению, затруднял выявление предраковых участков и опухолей, пока они сами не проявлялись.

Возраст, во время которого вы начинаете прием гормональной терапии, также является важным.

Если вам меньше 51 года — среднего возраста менопаузы, тогда, вероятно, существует небольшой риск, ассоциирующийся с комбинированной гормональной терапией, но если вам 56 лет, риск, вероятно, выше. (То же самое верно, если вы достигли менопаузы в 51 год, но не начинали принимать гормоны до 61 года.

) Женщины с высоким риском рака груди, которые принимали только эстроген, чаще получали диагноз рака груди, чем такие же женщины, принимавшие плацебо. С другой стороны, пилюли с эстрогеном, кажется, имеют более мощный защитный эффект на женщин, имеющих низкий риск рака груди (нет рака у близких родственников, нет положительной биопсии груди в прошлом и пр.) Оказалось, что лечение одним эстрогеном больше повышало риск развития рака груди у худых женщин, чем у более полных.

Это оказалось еще одним сюрпризом, поскольку повышенный вес является известным фактором риска рака груди.

Одно из возможных объяснений состоит в том, что жировые клетки женщины с повышенным весом или ожирением производят так много натурального эстрогена, что дополнительный эстроген, содержащийся в гормональных пилюлях, имел незначительный дополнительный эффект на риск рака груди. Это не означает, что более полные женщины теперь могут принимать гормоны без опаски.

У них остается более высокий риск образования сгустков крови, сердечных заболеваний и инсульта. (На самом деле, большинство женщин из исследования ИЖЗ, у которых образовывались сгустки крови, были с ожирением.

) Женщины, принимающие комбинацию гормонов, имели рак груди чаще, чем женщины из группы плацебо в каждом возрастном диапазоне. Некоторые другие исследования показали аналогичный результат.

Подведем черту. Гормональная терапия имеет смысл для женщин с низким риском рака и значительными симптомами, для тех, кто вошел в раннюю менопаузу (моложе 40 лет). Для них позитивный эффект от приема дополнительного эстрогена (более крепкие кости, низкий холестерин) часто перевешивает риск.

Для здоровых женщин, достигших менопаузы примерно в 50 лет и борющихся со значительными симптомами, гормональная терапия может быть очень разумным выбором, особенно если используется самая низкая из эффективных доз в течение самого короткого из возможного времени, чтобы достичь целей лечения. Однако женщина, которая хочет сделать все, что только возможно, чтобы снизить свои шансы развития рака груди, может решить, что слегка повышенный риск, ассоциирующийся с краткосрочным использованием комбинированной терапии, неприемлем.

Женщины любого возраста с личной или семейной историей эстроген-чувствительного рака или других факторов риска должны подумать дважды (или более), прежде чем начать принимать гормональную терапию.